Меню

Закон об обращении с отходами: основные нормы и положения

4 февраля 2019 года

Порядок обращения с бытовыми и производственными отходами в нашей стране регулирует федеральный закон 89-ФЗ. Соблюдение его положений позволяет минимизировать количество отходов, использовать их в качестве сырья, снизить негативное воздействие на окружающую среду.

О нормативном акте

Полное название данного нормативно-правового акта — «Об отходах производства и потребления». Он был утвержден Госдумой в 1998 году, после чего в него несколько раз были внесены корректировки. Документ прописывает правила обращения с отходами и степени опасности, а также определяет политику государства в данном направлении. Структура закона включает 8 разделов, 31 статью. Ряд норм уже утратили юридическую силу.

Основные понятия, классы отходов

В I главе даются определения основным понятиям. В частности, производственными и бытовыми отходами называются предметы и вещества, образующиеся в рамках производства, предоставления услуг, потребления, и подлежащие утилизации. Также определяются понятия хранения, перемещения, накопления, переработки отходов и другие.

По степени опасности они классифицируются следующим образом:

  • пятый класс — минимальная опасность (например, бумага);
  • четвертый — малая опасность (автомобильные покрышки, компьютерные комплектующие);
  • третий — умеренный уровень опасности (металлы, автомасла);
  • второй — высокая опасность (кислоты, щелочи, аккумуляторы);
  • первый — крайняя степень опасности (содержащие ртуть).

Государственная политика в сфере обращения с отходами

 Статья 3 прописывает основные принципы государственной политики в сфере обращения с отходами:

  • любые действия в данном направлении призваны защитить жизнь и здоровье человека, экологию, видовое разнообразие;
  • общественные мероприятия экологического и экономического направлений должны строиться на взаимных интересах;
  • применение инновационных недорогих технологических разработок;
  • переработка сырья в максимальных объемах с целью сокращения объема отходов;
  • экономическое регулирование действий, направленных на минимизацию образования отходов, включение их в производственные процессы;
  • доступность информации для граждан в соответствии с действующим законодательством;
  • сотрудничество с другими государствами в вопросах обращения с отходами.

Основными государственными приоритетами являются:

  • использование сырьевых ресурсов в максимально полном объеме;
  • совершение действий, препятствующих образованию отходов;
  • снижение объемов отходов, уменьшение степени их опасности;
  • действия по проведению утилизации.

 Действия с отходами разной степени опасности

Требования к действиям, связанным с обращением с отходами разного уровня опасности, описаны в третьей главе нормативного акта. Так, юрлица и индивидуальные предприниматели должны выплачивать определенные суммы средств на организацию размещения отходов, минимизирующего их негативное воздействие на экологию. Необходимо внедрять передовые разработки, проводить наблюдения, выполнять анализ экологической ситуации в зонах размещения отходов и другие действия.

Компании, занимающиеся утилизационной деятельностью, обязательно должны иметь разрешительный документ на ее осуществление. Несоблюдение данной нормы влечет за собой административную ответственность.

В статье 13.2 указано, что региональные программы развития территорий обязательно должны включать мероприятия по обращению с отходами. К таким мероприятиям могут относиться:

  • возведение строительных объектов для утилизационной деятельности с целью минимизации воздействия непригодных для дальнейшего использования веществ на окружающую среду;
  • финансирование строительства объектов, предназначенных для манипуляций с отходами;
  • утилизационные действия;
  • выявление несанкционированных мусоросвалок;
  • выявление негативного влияния промышленных объектов на окружающую среду и принятия мер к его устранению;
  • обеспечение гражданам доступа к информации в данной сфере.

Данные мероприятия могут включаться не только в региональные, но и в государственные программы. Данные программы должны публиковаться на соответствующих официальных сайтах органов государственной или региональной власти, находиться в открытом доступе.

Если в процессе деятельности компании накапливаются отходы, от юрлица или ИП требуется их анализ и отнесение к определенному классу опасности. При выполнении анализа составляется паспорт отходов.

Манипуляции с отходами, которые относятся к I–IV классу, имеют право лица, соответствующие требованиям действующего законодательства — получившие специальное образование и квалификацию, прошедшие профподготовку. Они принимаются на работу в компанию, специализирующуюся на манипуляциях с отходами, под ответственность руководящих лиц данной компании.

В данной главе также перечислены требования, касающиеся перемещения отходов:

  • обязательное наличие паспорта;
  • использование специализированного транспорта, который оснащается соответствующими знаками;
  • строгое соблюдение правил техники безопасности в процессе транспортировки;
  • документальное сопровождение с указанием количества отходов, цели транспортировки, места прибытия.

 Нормирование действий с отходами

Для индивидуальных предпринимателей и юрлиц закон устанавливает нормативы по образованию отходов и лимиты по их размещению. При расчете лимитов принимается во внимание уровень концентрации вредных компонентов. Представители крупного бизнеса обязаны разработать проекты нормативов образования отходов по результатам производственной деятельности или предоставления услуг, а также проекты лимитов на размещение. Данные проекты разрабатываются на основании методических рекомендаций, утвержденных уполномоченным органом государственной власти.

Что касается владельцев малого и среднего бизнеса, то они обязаны представлять в уполномоченный исполнительный орган информацию по количеству бытовых и производственных отходов, образованных в результате функционирования бизнеса, а также по выполненным мероприятиям, связанным с их размещением, утилизацией, обеззараживанием.

При невыполнении нормативов или превышении лимитов органы государственной власти имеют право наложить ограничение на деятельность компании или даже приостановить ее функционирование вплоть до полного устранения нарушений. Если даже после этого будут нарушены нормы закона, возможно принудительное прекращение деятельности предприятия. 

Экономическое регулирование обращения с отходами

Законодательство обозначает три ключевых пункта экономического регулирования обращения с отходами. Первый — максимальное сокращение объема веществ, которые образуются в результате деятельности промышленного предприятия и характеризуются как отбросы или выбросы. По возможности большая часть отходов должна быть задействована в производственном процессе в качестве вторичного сырья.

Второй — установление для ИП и юрлиц обязанности выплаты финансовых компенсаций за размещение отходов. Такие компенсации взимаются с представителей бизнеса в том случае, если размещенные отходы несут потенциальную угрозу для экологии, жизни и здоровья людей. Однако если компания использует инновационные технологические разработки, способные нивелировать негативное воздействие образующихся отбросов на окружающую среду, они освобождаются от уплаты компенсации. Отсутствие отрицательного влияния подтверждается данными соответствующих замеров и другой мониторинговой деятельности. Также освобождаются от выплат компании, которые не допускают накопление отходов более чем на 11 месяцев и занимаются утилизацией данных веществ. В статье 23 указаны и другие нюансы, которые должны учитывать представители бизнеса в утилизационной деятельности.

Третий предусматривает экономические стимулы. Если компания внедряет и активно использует инновационные технологии, способствующие сокращению объема отходов (например, изготавливает продукцию из биоразлагаемых материалов), она получает государственные льготы на оплату компенсации за отрицательное воздействие на экологию размещаемых отходов.

Одним из обязательных платежей в бюджет для субъектов бизнеса является экологический сбор. Его обязаны платить производители продукции, которая подлежит утилизации по завершении срока годности или потере потребительских характеристик. Ставка сбора рассчитывается с учетом усредненных финансовых показателей расходов на действия с единицей продукции (или ее массы), утратившей технические и эксплуатационные свойства. Сумму сбора рассчитывают посредством умножения ставки на общий объем (массу, количество) утилизированной продукции или на количество упаковки, использованной при ее производстве, а также на утилизационный норматив (показывается в относительных единицах). Подробная информация об экологическом сборе дана в статье 24.5 Закона 89-ФЗ. 

Санкции за невыполнение норм Закона

За нарушение ном, прописанных в 89-ФЗ должностные лица организаций, а также физические лица могут привлекаться к разным видам ответственности (в зависимости от тяжести правонарушения), вплоть до уголовной. Поэтому, чтобы избежать проблем с контролирующими и правоохранительными органами, положения данного нормативно-правового акта должны знать индивидуальные предприниматели, владельцы и топ-менеджеры компаний. <a href="/makulatura">Сдать макулатуру</a> вы можете на нашем сайте.

Вывоз вторсырья

с 7:00 — 20:00,
с понедельника по субботу.

Приём вторсырья

круглосуточно, семь дней в неделю.

Адрес

Москва, ул. Зеленоградская, дом 8 стр. 1

По договоренности возможен вывоз в праздничные дни и воскресенье.